-
www.first-september.ru

?





Как нужно подготовить ребёнка к школе

Интеллектуальная подготовка



Определить, насколько ваш ребенок готов к школе по этому параметру можно по тому багажу знаний и кругозору, который у него есть в наличии на момент поступления в школу. Будущий первоклассник должен обладать не только практическим подходом к изученному материалу, но и теоретическим, уметь применять логику, обладать навыками смыслового запоминания. Разумеется, при этом мышление должно быть образным. Кроме этого, ребенок должен обладать базовыми навыками учебной деятельности – детальным восприятием, умением выделить задачу, логическим запоминанием, интересом к знаниям, владением разговорной речью и знанием алфавита, а так же – точной координацией движений. Ребенок, готовый к школе, умеет обобщать явления и сравнивать их между собой, выделять существенные отличия и сходства.

Одной из основных характеристик, которую прежде всего стоит развивать, является память и логическое запоминание. Для того, чтобы определить уровень обычной, механической памяти – для определения ребенку предлагается запомнить ряд не связанных между собой по смыслу слов, например – стол, рука, голос, кубик, дерево, осень и так далее. Ребенок, получив этот ряд слов, должен повторить те слова, которые он запомнил. Для дополнительного испытания следует попробовать отсроченное воспроизведение, когда слова предлагается повторить, например, через час после того, как они были прослушаны. Также может помочь презентация для начальных классов. С первого раза для дошкольника нормально запомнить не меньше пяти слов из десяти. После трех-четырех повторений – восемь-десять слов, и через час забывает не более двух слов. При этом, если после последующих повторений ребенок вспоминает меньше слов, чем в прошлый раз, это служит признаком утомления.

Уровень развития словесного и логического мышления служат следующие методики:
Ребенку показывают картину, состоящую из многих деталей, и предлагают объяснить, что на ней нарисовано. При этом определяется умение понять смысл картины, выделение основных деталей и развитие речи.
Ребенку выдают серию последовательных изображений, как правило от трех до шести картинок, где изображено действие, хорошо знакомое ребенку. При этом ребенок из картинок должен выложить последовательность и рассказать, как развивалось действие на картинке. Дает представление о том, понимает ли ребенок причинно-следственные связи.


Кроме этого, дошкольнику могут предложить картинки. Которые нужно разложить по группам, например «съедобное/несъедобное», «мебель/одежда». Классификации могут быть по цвету, размеру, по ситуативным признакам.

При отборе дошкольников в гимназии или лицеи могут быть использованы более сложные тесты, наподобие расшифровки смысла пословиц, анализа образных выражений.

Личностная готовность к школе



Личностная готовность к школе – показатель того, заинтересован ли ребенок в обучении, словом – хочет ли он в школу. Существует два типа личностной готовности – внешняя и внутренняя.

Внутренняя готовность – показатель того, что ребенок собирается в школу оттого, что ему там интересно, он хочет получить больше знаний, а не из-за того, что его родители уже купили новую школьную форму, или потому что пообещали купить компьютер – это уже относится к внешней готовности. По сути, готовность к школе предполагает переход ребенка в новое качество, формирует у него совершенно иную социальную позицию, он получает статус учащегося, и, в соответствии с этим, новые права и новые обязанности.

По сути, обладая внутренней потребностью в знаниях и готовностью идти в школу, ребенок делает сознательный выбор в пользу нового периода своего развития. Ребенок на этот этапе готов отказаться от периода дошкольно-игрового детства и вступить в школьный возраст. Именно поэтому в этот момент ребенок активно заявляет, что хочет в школу.

Подобное желание является отличной основой для адаптации ребенка в школе и успешного начала учебного процесса. Школьные правила и требования с такой личностной установкой усваиваются и принимаются значительно быстрее.

Кроме внешней и внутренней мотивации, важно отношение ребенка к учителям, одноклассникам и к себе самому. К завершению дошкольного этапа у ребенка должна сложится внеличностное и внеситуативное отношение со взрослыми. То есть, взрослый становится для ребенка авторитетом, определенным образцом для подражания, идеалом. При этом такая форма общения облегчает понимание условности школьных правил, соответственно. Облегчается привыкание к ним. Кроме этого, в данной форме общения складываются правила общения и с остальными детьми, задействованными в учебном процессе.

Для выявления личностной мотивации ребенка и его готовности к школе проводятся специальные беседы со школьным психологом. Разработаны различные методики, позволяющие выявить у ребенка склонность к тому или иному выбору деятельности – так, например, ребенок, готовый к школе, предпочитает не игру, а познавательную деятельность.

Волевые мотивы готовности к школе



От будущего первоклассника требуется серьезная волевая подготовка перед тем, как он поступит в первый класс. В школе ребенок будет должен подчиняться новому режиму, применять свои умения и знания, словом – делать не только то, что хочется лично ему, но и то, что от него потребует учитель и задания на уроке.

К моменту поступления в школу ребенок уже имеет представления о морально-этических нормах, а так же может поставить себе цель, выбрать способы ее достижения и преодоления препятствий. Волевые компоненты личности ребенка формируются в общении со взрослыми, а длительность удержания воли тренируется, прежде всего, в зависимости от сложности и длительности выполнения различных заданий.

Развитию воли способствуют мотивационные компоненты. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период ребенок нуждается в особенной мотивации, и его воля подвергается новому испытанию. Постепенно ребенок учится подчинять свои поступки влиянию логики и целесообразности, и может подвергать волевому регулированию свои действия. Благодаря этому умению соблюдать правила поведения в школе становится значительно легче.

В течение дошкольного периода становится более сложным волевая сфера личности, и изменяется ее доля в общей системе характера, что видно, в основном, в растущем стремлении к решению проблем. Развитие волевых качеств в этом возрасте серьезно связано с появлением новых мотивов поведения.

Нахождение определенного волевого направления, появление на первом плане группы стимулов, которые становятся для ребенка значительно более важными, приводит к тому, что, подчиняясь в своем поведении этим мотивам, ребенок с осознанием добивается назначенной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию.

При том, что, хотя в дошкольном этапе и появляются волевые поступки, но характер их применения и их место в жизни ребенка остаются крайне незначительными. Известно, что только дошкольник старшего возраста способен к длительным волевым нагрузкам.

:
  © « » 2009.
.