-
www.first-september.ru

?





Развитие личности в старшем школьном возрасте

Следствием последовательного получения опыта социального поведения, возрастания морального сознания и убеждений, изучение базовых наук в школе, становления теоретического мышления у старшеклассников становится формирование собственного мировоззрения.

Во всем, что имеет отношение к особенностям развития характера стоит отметить следующее: мировоззрение старших школьников получает качественно новый, совершенно иной вид, оно становится связанным с желанием понять и оценить качества своей собственной личности уже в отношении определенных жизненных целей и задач. В том случае, если подросток сравнивает и оценивает себя по отношению к настоящему, то старшеклассник — применительно к своему будущему и своим перспективам.

Особенность морально-нравственного прогресса в старшем школьном возрасте заключается в усилении роли убеждений, морального осознания своих поступков и своего поведения. В этот момент происходит формирование способности избирать верную линию действий при действии разнообразных факторов, необходимость действовать, подчиняясь собственному моральному кодексу, собственным моральным правилам, осознанно выделяя им руководящую роль в своем поведении. Дети старшего школьного возраста, по сравнению с подростками, «тинейджерами», значительно более глубоко воспринимают и оценивают нравственные свойства каждой личности, стараются разобраться в самых тонких особенностях понятий наподобие «порядочным невозможно считать человека, который в своей жизни не совершал ничего дурного, но с равнодушием старался пройти мимо дурных поступков иных людей»; «чуткость является не только умением осознать нужду ближнего и помочь ему, но и желание понять, что ему необходимо, способность оказать помощь максимально тактично, так, чтобы не причинить ему обиды».

Ощущение взрослости у старшеклассников, с одной стороны, становится сильнее и значительнее. Они еще меньше, чем подростки, стремятся примириться с отрицанием их взросления, с обращением к ним как к детям. Впрочем, к завершению этого этапа взросления, по мере вступления в настоящую взрослость, это чувство и этот протест становится особым стремлением к самоутверждению, самовыражению, которое проявляется в желании проявить свои индивидуальные черты. Раньше, будучи подростком, школьник желал, чтобы его утвердили как взрослого, старался встать в один ряд со взрослыми и ни капли от них не отличаться, то в этот момент он жаждет признания индивидуальности. Отсюда и протест, и показные увлечения, и провокационное поведение.

:
  © « » 2009.
.